Права ребенка – свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Конвенция ООН о правах ребенка
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в т. ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
- меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
- немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану жизни и здоровья,
- защиту его права на образование,
- права на игру,
- права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
Нарушением прав ребенка можно считать:
- Лишение свободы движения.
- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
- Применение физического насилия к ребенку.
- Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм).
- Угрозы в адрес ребенка.
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
- Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
- Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Общественный инспектор по охране прав детства
в МБДОУ «Д/с №172» является педагог-психолог
Грохотова Елена Викторовна
телефон раб. – 8 (3852) 73-03-29
- Положение О совете профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних и предупреждения семейного неблагополучия МБДОУ «Детский сад №172»
- План работы мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних и предупреждения семейного неблагополучия МБДОУ «Детский сад №172»
Основные цели деятельности общественного инспектора:
– обеспечение прав и законных интересов детей;
– предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
– социальная защита детей, находящихся в социально опасном положении.
Основные направления деятельности:
– выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– осуществление контроля выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями;
– осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
– организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними;
– взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты и охраны прав детей.
ВНИМАНИЕ!!!
«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».
- Жестокое обращение с детьми:виды, причины, профилактика.
- НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?»
- Консультация “О правах ребенка-дошкольника”
- Семейные ценности