Агрессия

Наблюдения показывают, что увеличилось число агрессивных действий у детей в дошкольных учреждениях.

Агрессия рассматривается как специфическая форма по­ведения, в которой выражается негативное отношение или преднамеренное нанесение вре­да другому лицу. Она формируется и проявляется под влияни­ем ряда факторов — наследственность, воспитание в семье, окружающая среда и др. При поступлении ре­бенка в детский сад большое влияние на него оказывают сверстники и педагоги, которые могут спровоцировать или пре­дотвратить детскую агрессию. Чтобы справиться с агрессивным состоянием ребенка, педагог должен понять причину возникновения агрес­сии.

Предупреждение агрессивности зависит от умения педагога создать подходящую среду в  группе и положительно влиять на детей и их родителей. Руководству детского сада необхо­димо воздержаться от покупок игрушек в виде оружия и книг с иллюстрациями насильствен­ных сцен. Детские учреждения должны располагать дидактическими и игровыми материалами, создающими благоприятные условия для совместной деятельности детей.

В педагогический процесс следует включить больше игр, художественно-творческую деятельность, развлечения, которые создают положительные эмоции у детей.

Много усилий должен предпринять  воспитатель,   чтобы включить агрессивного ребенка в коллективную деятельность. Очень часто остальные дети не желают такого партнера, так как он требует исполнения своего желания, не считается с осталь­ными детьми и не хочет соблю­дать правила поведения.

При понимании, что он отвер­гнут, у него усиливается злоба и агрессивность. Поэтому воспита­тель должен формировать у де­тей умения считаться со сверст­никами и управлять своими эмоциями и поступками. Важно показать ребенку, что занятия с другими детьми доставляют удовольствие.

Помочь    ребенку увидеть в другом не противни­ка и конкурента, а интересного и ценного человека, партнера в общении и совместной деятельности.

Обсуждение и оценка агрес­сивного   поведения   ребенка
имеет значение в формирова­нии нравственного поведения.
В ходе обсуждения он понимает, как он поступает: правильно или нет. Хорошее поведение ребенка заслуживает положи­тельной оценки через поощрительные слова «хорошо», «молодец».

Плохое поведение у детей должно подвергаться критике. Ни в коем случае критика не должна быть острой, ее следует направлять не на оценку самого ребенка, а на его конкретный поступок. Острая критика фор­мирует у ребенка чувство вины, тревоги, неполноценности. Не­одобрение поступка поможет ребенку осознать свое поведе­ние и проявить терпимость к окружающим.

Доказа­но, когда ребенок видит, что аг­рессивную модель поощряют, а не осуждают, то в его поведении сохраняются агрессивные тенденции.

Педагог не должен злоупот­реблять замечаниями, запретами, наказаниями. Их многократ­ное использование ведет к от­рицательному результату. Но они необходимы в детском саду, чтобы защитить других детей, избежать конфликтных ситуа­ций и создать спокойную ат­мосферу в учреждении. В том случае, когда действия ребенка представляют опасность для других детей, педагог может применить наказание. При пра­вильно примененном наказа­нии такой метод педагога не только защищает от нежелан­ного поступка, но и порождает чувство вины.

Подходящая техника для ре­дуцирования агрессивных им­пульсов у детей — игнорирова­ние нежеланного поведения. Для привлечения внимания педагога или своих сверстников в детском саду ребенок, родители которого беспрекословно вы­полняют все его желания, очень часто капризничает, кричит, даже использует нецензурные слова.

В случае, если никто не обра­тит внимания на него, он отка­жется от своих действий, так как поймет, что своим поведением не производит необходимого эффекта.

Другая санкция, применяемая для коррекции поведения ре­бенка, — его игнорирование. Особенно, если была примене­на физическая агрессия, необхо­димо удалить ребенка с места конфликта. Ему можно предло­жить посидеть на стульчике. Этот метод известен в амери­канской психологии как “тайм-аут”.

После того, когда ребенок ус­покоится, педагог должен под­сказать ему, что он обязан из­виниться. Извинение помогает развить у ребенка умение регу­лировать свое поведение. Залог успеха в воспитательном про­цессе — формирование поло­жительных личностных ка­честв: сочувствие, гуманизм, воля, эмоциональная устойчи­вость.

Часто встречающая воспита­тельная альтернатива для пре­одоления агрессии у маленьких детей, а иногда и у больших, — это перевод их внимания на другой объект или деятельность.

В случае, когда агрессия возник­ла в результате отобранной у ребенка игрушки, можно заме­нить ее другой, которая должна вызвать у ребенка больший интерес. В таких ситуациях ребен­ку необходимо помочь с пост­роением модели реагирования, и тогда он сможет овладеть по­зитивными решениями в конф­ликтах. Например, как убедить ребенка уступить другому же­ланную им вещь. «Его стремление  командовать,   —  пишет П. Лич, — возможно и неприят­но для вас, поэтому научите его мягкости в речи со всевозмож­ными “пожалуйста”, “спасибо”, а в тоже время обратите внима­ние на то, как вы сами разговариваете с ним».

Культура поведения педагога оказывает воспитательное воз­действие на детей. Без нее невоз­можно сформировать культуру поведения ребенка. Действия и поступки воспитателя, демонстрирующие уважительное отно­шение ко всем, являются приме­ром для воспитанников и дают конкретные образцы для подра­жания. Педагог должен внима­тельно следить за собственным поведением.

Важной техникой в формиро­вании умения управлять своими эмоциями и поступками — де­монстрация любви со стороны педагога. Свою любовь он может выразить и невербальными сиг­налами: улыбкой, взглядом, прикосновением. Добрые чувства педагога мотивируют детей в стремлении сохранять хорошие взаимоотношения.

Ежедневно в детских садах проявляются различные формы детской агрессии. Ни чрезмерное снисходительное отношение, ни чрезмерная строгость не смогут предотвратить агрессию.

Если ребенок дерется

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепере­дачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.

Как предотвратить проблемы

  • Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
  • Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
  • Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

  •  Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»
  • Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.