Детский сад №172  г.Барнаула

Посуда вчера и сегодня

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для средней группы

Тема: “Посуда вчера и сегодня”.
Цель: продолжить ознакомление детей с культурными достижениями русского народа в создании бытовых предметов.
Задачи:

воспитательная: продолжить воспитание любви детей к русским традициям;
обучающая: дать детям начальное представление о старинной русской посуде и хохломе, как об одном из видов старинной росписи;
развивающая: развивать умение детей сравнивать предметы; умение соотносить форму и назначение предмета; развивать умение исполнять элементы русского фольклора.

Оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, хохломская  посуда (ложки – по две каждому ребёнку и педагогу), стеклянная посуда, декорация “телевизор”, иллюстрации.
Литература:
1. Зарицкая Н.В. , Роот З.Я. Танцы в детском саду. – М.: Айрис – пресс, 2003
2. Коротова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Сфера, 1998
3. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: Сфера, 2008
4. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в зал: Дети, сегодня я приглашаю вас посмотреть очень интересную телевизионную передачу. А телевизор у нас не простой, а волшебный! И отправимся мы с его помощью в увлекательное путешествие в старину. Усаживайтесь поудобнее, телепередача начинается!
/Дети садятся на стульчики. Воспитатель далее играет роль телеведущей./
Ведущий: Вот видите, ребята – какой и в самом деле волшебный у нас телевизор – я легко в нём оказалась, и теперь я – ведущая телепередачи “Интересное о старине”.
Ребята, я хочу рассказать вам одну историю про вещи и предметы далёкой старины.
Начну с загадки: “Сама не ем, а всех людей кормлю”. Что это? (Ложка)
Ведущий: Правильно! А кто знает, для чего этот предмет? (Для еды)
Ведущий: А что ею можно кушать? (Суп, кашу)
Ведущий: Давным-давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте историю.  Одному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и руками доставать со дна то, что на нём осталось, – например, мясо или овощи. Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая (показ иллюстрации). потом появились ложки из кости. Они были лёгкими, гладкими, уже не обжигали губы во время еды, как каменные. Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра (показ иллюстрации). Простые бедные люди ели щи и каши деревянными ложками. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Умельцы не только мастерили ложки, но и сочиняли песни, потешки о них.Давайте и мы послушаем потешки.
Дети: В плошку налей окрошку
Возьми ложку
Хлебай понемножку!

Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные
Матрёшечки румяные.

Ведущий: Ребята, неслучайно во второй потешке ложки сравнивают с матрёшками – это потому, что народные умельцы придумали ложки расписывать и раскрашивать. Вот так они и стали яркими, красивыми, расписными. А мастера потом придумали и другую посуду из дерева расписывать красивой росписью.  (показ иллюстрации). Было это в селе Хохлома. Вот и стали люди называть эту красивую роспись хохломской. Посуда из Хохломы нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами.
Ребёнок: Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой –
Вот чем славится она!
Воспитатель: Сейчас деревянные ложки служат по-прежнему для еды. А ещё – как музыкальные инструменты. Людей, которые на них играют, называют ложкарями. Мы с вами сейчас покажем небольшой концертный номер – получится он у всех, такой он простой и весёлый. Вот только наш волшебный телевизор выключится, чтобы я могла к вам присоединиться.

(Физминутка: дети встают со стульчиков, а ведущий каждому ребёнку раздаёт по две ложки, и вместе с ними исполняет номер “Весёлые ложкари” с музыкальным сопровождением – муз. руководитель). Дети садятся.

Ведущий: А сейчас наш волшебный телевизор снова включится – и вы увидите продолжение телепередачи для маленьких умников и умниц “Интересное о старине”.
Ведущий (из “телевизора”): Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? (Из металла).
Ведущий: А какие они – тяжелые или легкие? Какие они бывают по размеру? (Маленькие и большие. Маленькая – чайная (для чая), а большая – столовая (для первых блюд).
Ведущий: Правильно! А тарелки, из которых вы кушаете, из чего сделаны? (Из стекла).
Ведущий: Хорошо! А скажите, пожалуйста, в чем готовят еду ваши мамы? (В кастрюлях, сковородках).
Ведущий: Что ж, замечательно. Это очень удобная посуда – видите, у кастрюль и сковородок есть ручки (иллюстрация). А в старину на Руси такой посуды не было, и еду готовили в чугунных сосудах без ручек – в чугунах  (иллюстрация) – они были очень тяжелые, руками не возьмёшь – неудобно. Так что их поднимали ухватами (иллюстрация).
А вот ещё задам вам вопрос:” На чём сегодня готовят обеды ваши мамы”? (на плите)
Ведущий: А какие плиты у вас дома? (Газовые. электрические).
Ведущий: А вот раньше не было таких плит. Как вы думаете, на чём готовили еду в старину?  (На печке).
Ведущий: У меня для вас загадка (иллюстрация)
“Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.  (Печь).

Ведущий:  В каждой сказке, дети,
Заходят часто речи
О доброй и уютной
О нашей русской печи.
С озябшими ребятами
С горшками и котятами,
С растопкой берестяной
Да домовыми за трубой.
Дети: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печке калачи, как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы  не даются.
Ведущий: Молодцы, ребята! А наша передача подошла к концу и наш волшебный телевизор сейчас выключится.
Воспитатель (выходит к детям): Ребята, вам понравилась телепередача? О чём в ней рассказывалось? Что вы узнали нового? Какая посуда вам кажется красивее – старинная или современная? Почему? (Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: Молодцы! Спасибо вам! Ну а теперь пора и в группу нам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • сетевой край
  • Минпросвещения
  • МО АК
  • Рособрнадзор
  • информационные системы
  • комитет по образованию Барнаула
  • заблокируй вредный контент
  • сайт АК
  • официальный сайт барнаула
  • спас экстрим
  • результаты оценки
  • единое окно к обр услугам
  • российское образование
  • дети онлайн
  • профсоюз
  • портал персональные дети
  • портал обр услуг
Wordpress snowstorm powered by nksnow